Мне было немножко не по себе от той глубокой грусти, которой веет от портрета. Чёрный фон и почти сливающиеся с ним чёрные одежды придавали ещё больше загадочной скорбности лику. Воображение рисовало мне историю глубокого траура потерявшей не то любимого, не то дитя...
Уже научившись читать, я узнала имя прекрасной незнакомки, а также художника, её запечатлевшего (Поль Деларош).
Но лишь гораздо позже мне стала известна необыкновенная судьба этой женщины.
Генриетта Гертруда Вальпургис Зонтаг не была благородно-рождённой. Свой титул она получила от мужа, а затем дворянство ей пожаловал и прусский король. Она была оперной певицей, обладавшей несравненным колоратурным сопрано. Ездила с гастролями по Европе. Произвела настоящий фурор в Санкт-Петербурге и Москве. О ней в письме своей жене упоминал даже "наше фсё"®! Другие поэты посвящали ей свои творения...
При этом, она содержала всю свою семью, включая обнищавшего уже на момент женитьбы мужа, итальянского посланника Росси, и семерых(!!!) детей. Когда мужа убили в злополучном 1848 году, а состояние разграбили, ей пришлось вернуться к концертной деятельности. Во время гастролей в Мехико она умерла от холеры... Ей было 48 лет.
И вот несмотря на всё это — низкородное происхождение, нелёгкое ремесло оперной дивы (вспомните Монсеррат Кабалье), семеро по лавкам (и ещё кто-его-знает-сколько выкидышей и мертворождённых), гибель мужа, да и само время, в котором она жила (примитивные представления о гигиене, примитивная косметика и т.д., Французская революция), — какая грация, какое внутреннее благородство сквозит в её образе! От одного взгляда на портрет не остаётся сомнений, что женщина, на нём изображённая, не просто красива, но красива изнутри.
Живьём портрет, к слову сказать, мне тоже довелось увидеть — он хранится в Эрмитаже. В отличие от оригинала (с которого список делал сам художник), уничтоженного во время бомбардировки Дрездена союзниками в 1945-м... На портрете графиня Зонтаг запечатлена в образе Донны Анны.
