Однажды один знакомый батюшка меня спросил: где священники лучше, "у нас" или "за бугром"? Я не без натяжки ответила, что "конечно-конечно..." - ну, вы поняли, да?
Уже тогда мне было отчасти ясно, что "лучше" и "хуже" - понятия относительные. И неоднозначные. Как можно вот так вот лихо определить: этот священник лучше, а этот хуже?
Всю жизнь - мне стыдно в этом признаться, но это так! - из всей литургии меня больше всего тяготит проповедь. Я долго не понимала, почему? Ведь она призвана не отвратить, а наоборот - привлечь человека в храм... На деле же, современные проповеди - витиеватые мыслеизлияния "по мотивам" евангельских чтений. Бывает, батюшке удаётся затронуть интересный вопрос, или приоткрыть необычный ракурс евангельской темы. Но очень редко!
Что мы имеем в Сербии? Если не выпускников МДА, у которых ровно так же умело подвешен язык, то обычная проповедь превращается в банальный пересказ отрывка из Евангелия "своими словами" с элементарной моралью в конце. Или, того хуже, вообще какой-то отвлечённый разговор "за жизнь"...
Но вот на Успение случилось настоящее чудо. Сначала я расстроилась, увидев, что пожилой священник намеревается говорить проповедь, когда мы уже пробрались в первые ряды причащающихся, и назад дороги не было. А потом подумала: наконец-то! Вот то, что надо. То, что должно звучать с амвона если не каждую неделю, то хотя бы через раз. Это не приестся. Это не надоест. Это то, что жаждут услышать наши измучившиеся собственной греховностью и отчаянием души. Краткая, сжатая квинтэссенция пастырского напутствия: что есть "смертные грехи", которые совершать нельзя? Как христианин должен смотреть на себя, а как - на ближнего своего? Почему нельзя отчаиваться? И какой мы сегодня отмечаем праздник?
Всё!
А вы как думаете? Нужны ли прихожанам глубокофилософские умствования высокобразованных отцов? Или этот простой деревенский батюшка сказал всё необходимое, и ничего лишнего?..