Polina Lazic (lazicka) wrote,
Polina Lazic
lazicka

Categories:

А нормально ли?..

Оригинал взят у serge_le в Все нормально
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1:10).

В 1432 году, сразу после смерти митрополита Фотия, святитель Иона, архиепископ Рязанский и Муромский стал «нареченным в Святейшую митрополию Русскую», где ключевое слово «нареченным» - его хотел видеть митрополитом сам великий князь, который и обеспечил пышные, торжественные и, разумеется, свободные выборы его кандидатуры. В выборах приняли участие все епископы, представители белого духовенства, монашества, и даже наиболее почетные бояре и земские люди. Князь не спешил с отправкой своего протеже в Константинополь на утверждение и поставление, поскольку обстоятельства были не самыми лучшими: во-первых, в стране -- междоусобица, и соперник имеет собственные виды по теме, а, значит, может своей дипломатией добиться отвода нужной кандидатуры. А во-вторых, в Вильно уже был поставлен митрополит Смоленский Герасим, в титул которого входило словосочетание «всея Руси» (литовский князь оказался проворнее), что тоже создавало определенные неудобства и не сулило хороших перспектив – уже тогда Русская Церковь географически располагалась на территории нескольких государств (Польша, ВКЛ, Новгород, З.Орда, пр.).
Но после того, как Василий Темный сел на стол плотно, а митр. Герасим пал жертвой литовских междоусобиц (1436 г.). свт. Иона отправляется в Константинополь, но… греки уже поставили на русскую митрополию своего кандидата: печально известного митрополита Исидора. Но свт. Ионе пообещали, что следующим митрополитом будет уж точно он (кстати, Иона и Исидор – ровесники, но Иона, видать, лучше выглядел), а пока ему следует удалиться в свою Рязань и терпеливо молиться о здравии Исидора.
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Митрополит Исидор подписал Флорентийскую унию, и по этой причине был осужден как еретик на московском соборе в 1441 году, вместо него -- как вы догадались – к власти был призван опять Иона. Примечательно, что Исидор отстранён, но Русская Церковь еще несколько лет формально пребывает в юрисдикции униатского Константинополя и пытается добиться признания Ионы в качестве митрополита, а вместе с этим и «свободно нам сотворити в нашей земле поставление митрополита».
Не получилось. Тогда князь прямо велел епископам «смотрити в божественные правила, достоит ли митрополита поставити в своей земле». Что за вопрос! Раз нужно, значит можно: конечно же «достоит». Тогда, говорит летопись, князь, «сие слышав, вскоре избрав на митрополию Иону, епископа рязанского, повелевает сшедшемуся собору поставить Иону на митрополию», с титулом «Митрополит Киевский и всея Руси» (1448 г.).
Кстати Знаменский в своей «Истории» пишет «В Грецию написана была грамота, в которой объяснялось, что Русская Церковь не разрывает своего союза с Греческою, что проставление митрополита совершено теперь в самой России по великой нужде от турок, по неудобству сношений, да и потому, что в России неизвестно даже, есть ли и Патриарх в Цареграде. В 1453 году Царьград был взят турками. Иона утешил патриарха Геннадия (уже православного) посылкой даров и просил у него благословения». Именно этим периодом Знаменский определяет дату, когда «ВЕРОЯТНО (выделено мной - S.L)… Русской Церкви дано было право поставлять митрополита независимо от Греческой церкви». Геннадий не ответил, а молчание, с точки зрения ведущих канонистов, есть знак согласия.
А несколько позже епископов опять созвали на собор (1459), где всех заставили добровольно произнести клятву «быти неотступными от святые церкви зборныя московский Святыя Богородицы, от нашего господина и отца Ионы, митрополита всея Руси, и от того, кто по его отшествию к Богу поставлен будет по избранию Святого Духа и по святым Правилам Святых Апостолов и по повелению господина нашего великого князя Василия Васильевича». Взаимоисключающие условия, скажете вы, но на Руси нет ничего невозможного! Мы же не какие-то там законники-паписты.
Действительно, при определённых обстоятельствах полевые командиры имеют право на самоорганизацию и даже обязаны самоорганизовываться (оказавшись в окружении, потеряв связь с центральным командованием и пр.). Но когда форс-мажор преодолевается, то всякая партизанщина прекращается, а командование передается «кому надо». В Церкви такая же ситуация. Формально православный имеет полное право не подчиняться еретикам вообще или отдельным неблаговидным распоряжениям духовной власти в частности и следовать по своему усмотрению (в пределах разумного), но при нормализации ситуации все должно вернуться на круги своя.
А ситуация нормализовалась относительно скоро: Иерусалимский собор Православной Церкви в 1443 г. предал унию проклятию, а после падения Константинополя в 1453 года от унии не осталось фактически ничего… Казалось бы, «наши победили», но Москва последовательно отказывается «разоружаться» и жить по законам мирного времени. Мы ж -- Воинствующая Церковь, как никак.
Святой Патриарх Дионисий Константинопольский наложил анафему на свт. Иону и запретил с ним всякое общение. В 1470 году патриарх принял под свой омофор возвратившегося из унии в Православие Киевско-Литовского митрополита Григория, и признал его единственным «митрополитом истинного правого по всей Руской земли» и заявил, что «великая зборная наша церковь не имает, а ни держит, а ни именует за митрополитов» Иону Московского и его преемников (свт. Иона умер в 1461 г.). Великий князь Московский Иоанн III объявил от лица созванного им же собора патриарха Дионисия "чюжа и отреченна". Еще раз подчеркну: речь идет о святителе Дионисии I Мудром (+ 1492), патриархе Константинопольском (память 23 ноября)…
Но, как ни странно, даже на Московской Руси не всех устроила такая ситуация. Один из недовольных - святой Пафнутий Боровский, который настаивал, что нельзя избирать митрополита без константинопольского патриарха, и не позволял в своей обители называть святого Иону митрополитом и исполнять его указы. За это святой Иона подверг его архиерейскому наставлению: вызвал святого Пафнутия на ковер, кротко бил его своим жезлом по голове, после милостиво заковал его в цепи и бросил в темницу – в сторону богословские диспуты, канонические прения и прочие либеральные ценности.Спустя лет 70 другой святой – преподобный Максим Грек также считал подобные выборы митрополита незаконными: так делается «самочинно и по гордости» (ему вообще много что не нравилось на Руси). Собор 1525 года обвинил Максима Грека в ереси, в сношениях с турецким правительством; он был отлучён от причастия и заточен в тюрьму под названием «Иосифо-Волоцкий монастырь», где и пробыл ок.25 лет. Только вмешательство госдепа и восточных патриархов привело к тому, что преподобный был амнистирован и переведен в Троице-Сергиеву лавру.
Эти же восточные патриархи в 1589 г. признали независимость Русской Церкви и легализовали ее канонический статус, поставив первого русского патриарха – святого Иова – и  признав перенос кафедры предстоятеля Русской Церкви в Москву задним числом. Но это уже другая история.

Оба святых – Иона и Пафнутий – были канонизированы Макарьевским собором в 1547 году, Максим Грек - в 1988. Иногда святость становится заметной лишь на расстоянии веков… Кстати, было бы интересно увидеть икону, на которой вместе изображены святые Иона, Пафнутий, Дионисий, Максим… Можно было бы добавить и другие оппозитные пары святых из истории других противостояний. Это и была бы реальная икона Соборности – того, каким образом историческая память идеализирует и сакрализирует действительность, преображая ее задним числом.

Так что, не паникуйте! С соборностью, видите ли, у них проблема… Да все нормально! Еще даже никто никого не начал бить жезлом по голове.

Tags: Православие, вера, икона, история, церковь, что это было?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Father

    Кто планировал смотреть этот фильм с Энтони Хопкинсом — можете посмотреть, но Не могу не разочаровать вас (чтоб не мучились до самого конца, как я))…

  • С Благовещением!

    Прогноз погоды на сегодняшний день не радовал... Утро встретило "зимней сказкой": А потом!.. Потом сквозь дымку облаков пробились солнечные лучи,…

  • На 1 апреля

    Кому — April Fools' Day, а кому — день рождения Сергея Васильевича Рахманинова.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments