Оригинал взят у
В этом году в России отмечается 100 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Георгия Васильевича Свиридова, героя Социалистического труда, лауреата множества государственных и негосударственных премий, народного артиста СССР.

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В начальной школе Свиридов учился играть на своем первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе, а потом в Ленинграде, где занимался по классу фортепиано и по классу композиции в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году. В это время он написал ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина: «Зимний вечер» и «19 октября» (в 1825), «Зимняя дорога» ( 1826), «Няне» ( 1827), «Предчувствие» (1828) и «Подъезжая под Ижоры»(1829). Послушаем романс «Зимний вечер».
С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. Тогда Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов(1940). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, музыку для спектаклей.
После войны Свиридов жил в Ленинграде, а с 1956 года в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия.
Характерным примером стиля Свиридова служит сюита "Метель". В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов написал несколько тем к фильму, а позже в 1973 году решил из них составить сюиту. Ее девять номеров – “Зимняя дорога , “Тройка”, “Вальс”,” Весна” и Осень”, “ Романс”, “Пастораль”,” Венчание”,” Отзвкки вальса”, “Зимняя дорога”, создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Наиболее популярен «Вальс».
В 1968 г. Георгий Свиридов написал оркестровую сюиту «Вре́мя, вперёд!» Сюита была создана на основе музыки к кинофильму Михаила Швейцера «Время, вперёд!» ( 1966), посвящённому строительству Магнитогорского металлургического комбината. Наиболее известна часть «Время, вперёд!», в стилистике румбы. Её композитор написал очень быстро: едва ли не за час. Впоследствии её использовали в целом ряде кинофильмов, в теле- и радиопередачах. Фрагмент музыкальной темы стал позывными программы «Время». Сюита использовалась в постановке церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Для Свиридова – Есенина, самый близкий поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» — произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Среди его есенинских сочинений — волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь» (1977). Предлагаю посмотреть «Поэму памяти Сергея Есенина».
Cвиридов был избран в 1957 года членом правления Союза композиторов СССР, в 1962 -1974 годах секретарем, в 1968-1973 - первым секретарем правления Союза композиторов РСФСР. Скончался Г.В.Свиридов 6 января 1998 года. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле композитора.


Первый в России памятник великому земляку установлен в год девяностолетия со дня его рождения (2005) в Курске, на перекрестке улиц Ленина и Золотой, где находилось здание музыкального техникума, в котором учился будущий композитор. На монументе - слова, отражающие смысл его творчества и жизни: "Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться".

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В начальной школе Свиридов учился играть на своем первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе, а потом в Ленинграде, где занимался по классу фортепиано и по классу композиции в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году. В это время он написал ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина: «Зимний вечер» и «19 октября» (в 1825), «Зимняя дорога» ( 1826), «Няне» ( 1827), «Предчувствие» (1828) и «Подъезжая под Ижоры»(1829). Послушаем романс «Зимний вечер».
С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. Тогда Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов(1940). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, музыку для спектаклей.
После войны Свиридов жил в Ленинграде, а с 1956 года в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия.
Характерным примером стиля Свиридова служит сюита "Метель". В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов написал несколько тем к фильму, а позже в 1973 году решил из них составить сюиту. Ее девять номеров – “Зимняя дорога , “Тройка”, “Вальс”,” Весна” и Осень”, “ Романс”, “Пастораль”,” Венчание”,” Отзвкки вальса”, “Зимняя дорога”, создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Наиболее популярен «Вальс».
В 1968 г. Георгий Свиридов написал оркестровую сюиту «Вре́мя, вперёд!» Сюита была создана на основе музыки к кинофильму Михаила Швейцера «Время, вперёд!» ( 1966), посвящённому строительству Магнитогорского металлургического комбината. Наиболее известна часть «Время, вперёд!», в стилистике румбы. Её композитор написал очень быстро: едва ли не за час. Впоследствии её использовали в целом ряде кинофильмов, в теле- и радиопередачах. Фрагмент музыкальной темы стал позывными программы «Время». Сюита использовалась в постановке церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
Для Свиридова – Есенина, самый близкий поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» — произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Среди его есенинских сочинений — волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь» (1977). Предлагаю посмотреть «Поэму памяти Сергея Есенина».
Cвиридов был избран в 1957 года членом правления Союза композиторов СССР, в 1962 -1974 годах секретарем, в 1968-1973 - первым секретарем правления Союза композиторов РСФСР. Скончался Г.В.Свиридов 6 января 1998 года. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле композитора.

На сегодняшний день произведения Свиридова постоянно в репертуаре ведущих курских артистов и коллективов, его имя носит детская школа искусств № 1 и музыкальный колледж в Курске, школа в Москве. Губернатором Курской области учреждена стипендия имени Г.В. Свиридова. Ежегодно на курской земле проводятся Свиридовские фестивали, конкурсы, конференции, посвященные памяти композитора.
В Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами: личными предметами с рабочего стола Георгия Васильевича, пластинками, книгами, сборниками его произведений. Примечательно, что в доме-музее звучит музыка, первые шаги в творчестве делают воспитанники школы искусств, музей объединяет любителей творчества Свиридова, людей, близко знавших композитора, пропагандирующих его музыку.

Первый в России памятник великому земляку установлен в год девяностолетия со дня его рождения (2005) в Курске, на перекрестке улиц Ленина и Золотой, где находилось здание музыкального техникума, в котором учился будущий композитор. На монументе - слова, отражающие смысл его творчества и жизни: "Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться".
